Аннотация:
                            вторы,  основываясь  на  анализе  философии  восточных  перипатетиков,  показали,  что  в 
философском  мировоззрении  арабоязычного  средневековья  имеются  малоразработанные  аспекты, 
которые свидетельствуют о том, что необходимо проследить генезис проблемы разума в философии 
арабоязычного средневековья. В статье отмечено, что мир ХХI века  –  это мир постиндустриального, 
информационного общества, который постоянно ставит логико-гносеологические проблемы в области 
науки  и  философии.  Поэтому  возникает  необходимость  критического  исследования  истории  данной 
проблемы,  ее  развития  для  выявления  позитивного  потенциала  и  прогрессивных  идей.  В  контексте 
этого анализ и изучение проблемы разума и логики, гносеологических идей Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда арабоязычного средневековья имеет не только историко-философский интерес, но и 
актуальное значение.
В  данной  статье  авторами  рассмотрена  проблема  разума  в  мировоззрении  представителей 
восточного перипатетизма средневековой арабоязычной философии Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сины, 
Ибн-Рушда,  опирающихся  на  идеи Аристотеля.  В  работе  представлен  историко-философский аспект 
проблемы разума, присущих арабоязычному средневековью.
Познавательный  интерес  представителей  восточного  перипатетизма  связан  с  философией, 
вопросами  логики,  учением  о  разуме.  Арабоязычные  философы  в  эпоху  средневековья  занимались 
осмыслением  гносеологических  способностей  человека.  Аль-Кинди,  являясь  основоположником 
арабоязычной философии, выдвинул идею о видах разума и ступенях познания. Позитивные философские 
идеи  Аль-Кинди  получили  дальнейшее  развитие  в  трудах  Аль-Фараби.  Мыслитель  считал  бесспорным 
приоритет разумного познания, кроме того, Аль-Фараби проявил интерес к логике, теории познания и 
познавательным  способностям  человека.  Философия  Аль-Фараби  оказала  существенное  влияние  на 
философские  взгляды  Ибн-Сины.  Рационализм  Ибн-Сины  проявился  и  в  очень  высокой  оценке  логики, 
которую мыслитель считал введением в философское знание. Ибн-Рушд в своем творчестве развивался 
по тому же перипатетическому пути, что и его предшественники: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина.
Авторами предпринята попытка показать, что проблема разума в философии и науке имеет 
свой  генезис,  связанный  с  учением  восточных  перипатетиков  арабоязычного  средневековья.  Учение 
арабоязычных  философов  средневековья  о  познавательной  силе  разума,  несмотря  на  теологический 
контекст и логико-гносеологическую ограниченность, играло прогрессивную роль в истории философии.
                        
                        
                        
                            
                            Год выпуска журнала:                             
                                2020                            
                        
                        
                            
                            Номер журнала:                             
                                2(78)                            
                        
                        
                            
                            Рубрика:                             Гуманитарные науки
                        
                        
                    
            
 Русский
 Қазақ
 English