Научный журнал

Вестник Инновационного Евразийского университета

Подать статью на рассмотрение редколлегии и рецензирование

+7 (7182) 31-64-83

journal@ineu.kz

Назад

Архив статей

Фильтры:

2(78)

Сбросить

Проблема разума в философии арабоязычного средневековья. Историко-философский аспект
Аннотация: вторы, основываясь на анализе философии восточных перипатетиков, показали, что в философском мировоззрении арабоязычного средневековья имеются малоразработанные аспекты, которые свидетельствуют о том, что необходимо проследить генезис проблемы разума в философии арабоязычного средневековья. В статье отмечено, что мир ХХI века – это мир постиндустриального, информационного общества, который постоянно ставит логико-гносеологические проблемы в области науки и философии. Поэтому возникает необходимость критического исследования истории данной проблемы, ее развития для выявления позитивного потенциала и прогрессивных идей. В контексте этого анализ и изучение проблемы разума и логики, гносеологических идей Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда арабоязычного средневековья имеет не только историко-философский интерес, но и актуальное значение. В данной статье авторами рассмотрена проблема разума в мировоззрении представителей восточного перипатетизма средневековой арабоязычной философии Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда, опирающихся на идеи Аристотеля. В работе представлен историко-философский аспект проблемы разума, присущих арабоязычному средневековью. Познавательный интерес представителей восточного перипатетизма связан с философией, вопросами логики, учением о разуме. Арабоязычные философы в эпоху средневековья занимались осмыслением гносеологических способностей человека. Аль-Кинди, являясь основоположником арабоязычной философии, выдвинул идею о видах разума и ступенях познания. Позитивные философские идеи Аль-Кинди получили дальнейшее развитие в трудах Аль-Фараби. Мыслитель считал бесспорным приоритет разумного познания, кроме того, Аль-Фараби проявил интерес к логике, теории познания и познавательным способностям человека. Философия Аль-Фараби оказала существенное влияние на философские взгляды Ибн-Сины. Рационализм Ибн-Сины проявился и в очень высокой оценке логики, которую мыслитель считал введением в философское знание. Ибн-Рушд в своем творчестве развивался по тому же перипатетическому пути, что и его предшественники: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина. Авторами предпринята попытка показать, что проблема разума в философии и науке имеет свой генезис, связанный с учением восточных перипатетиков арабоязычного средневековья. Учение арабоязычных философов средневековья о познавательной силе разума, несмотря на теологический контекст и логико-гносеологическую ограниченность, играло прогрессивную роль в истории философии.
Год выпуска журнала: 2020
Номер журнала: 2(78)

Концептосфера в структуре сознания
Аннотация: В статье представлены результаты исследования понятия «концептосферы» в современной науке. Основные акценты сделаны на семантические сферы, представленные значениями слов. Авторами делается вывод о том, что чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа. Кроме того, концептосферой человека является область знаний, состоящей из концептов как ее единиц. Отражены источники концептосферной совокупности концептов, из которых складывается мировоззренческая точка зрения носителя языка. В статье проводится анализ основных тенденций концептов, образующие концептосферу, вступающие в коррелирующие отношения, иерархии с другими концептами по отдельным своим признакам. Конкретный характер системных отношений концептов требует исследования, но общий принцип системности, несомненно, на национальную концептосферу распространяется, поскольку само мышление предполагает категоризацию предметов мысли, а категоризация предполагает упорядочение ее объектов. В статье дано обобщение концептуальной системы, которая должна рассматриваться в терминах ментальных репрезентаций, ментального лексикона, языка мысли. Термин «Когнитивное пространство» разграничивает индивидуальное когнитивное пространство – структурированная совокупность знаний и представлений, которыми обладает любая языковая личность, каждый говорящий. В своей работе авторы выделяют коллективное когнитивное пространство, представленное структурированной совокупностью знаний и представлений, которыми обладают все личности, входящие в тот или иной социум. Внимание уделено разграничению концептосферы и семантического пространства языка. По мнению авторов, концептосфера предполагает существование мыслительной сферы. Ментальную сферу составляют концепты, которые существуют в виде понятий, схем, гештальтов, мыслительных картинок, фреймов, сценариев. Семантическое пространство языка представляет та часть концептосферы, которая выражается с помощью языковых знаков. Семантическое пространство языка является предметом изучения когнитивной лингвистики вследствие того, что большая часть концептосферы человеческого этноса представлена в семантическом пространстве языка.
Год выпуска журнала: 2020
Номер журнала: 2(78)

Функционально-семантическая роль метатекстовых единиц в летописном произведении
Аннотация: Статья посвящена одному из неразработанных вопросов синтаксиса русского языка – функционированию эгоцентрических элементов в памятниках древнерусской письменности XI-XIV вв., особенно в летописном жанре. Именно диахроническое исследование поможет определить природу, функционально-семантические особенности эгоцентрических единиц в современном русском языке. В статье рассматриваются основные признаки метатекстовых единиц, которые, по мнению авторов, проясняют «семантический узор» основного текста, соединяют, усиливают и скрепляют различные его элементы, также манифестируется их роль как своеобразных экспликаторов позиции говорящего в древнерусских летописных текстах. Наличие метатекстовых единиц в летописном тексте подтверждает научное положение о присутствии авторского начала в произведениях древнерусской литературы, позволяющее выявить авторское отношение к языковому коду своего высказывания (речевого произведения). В целом, метатекстуальная интерпретация направлена на то, чтобы упростить понимание объекта, найти новую элементную базу его описания.
Год выпуска журнала: 2020
Номер журнала: 2(78)